29.03.2024

Человек есть то, что он ест. Современный взгляд на здоровое питание. Андрей Лобузнов. Tribunsky.RU

Труд протопресвитера Александра Шмемана «За жизнь мира». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.

Мясо или гвозди?

Еще одна проблема вегетарианской диеты — кроветворная функция. В растительных продуктах мало необходимого для синтеза гемоглобина железа и совсем нет необходимого для усвоения железа витамина В12. Часть его поступает в человеческий организм из кишечных бактерий, но обитают они в толстом кишечнике, в котором В12 почти не усваивается. Без постоянного приема этого витамина вегетарианцам, особенно женщинам и детям, гарантирована железодефицитная анемия. В чисто растительной диете не хватает и некоторых других витаминов группы В и витамина А. Без приема таблеток вегетарианцам не хватает кальция и витамина D, который синтезируется из отсутствующего в растительных жирах холестерина. Итог — остеопороз и повышенная ломкость костей. Холестерин необходим для множества протекающих в организме процессов (статья о его пользе опубликована в «ПМ» № 11’2006). За счет собственного синтеза наш организм может удовлетворить примерно 2/3 потребности в холестерине — хорошо, что его много в яйцах, которые большинство вегетарианцев иногда употребляют.

§ 1

«Человек есть то, что он ест» – провозгласив это, немецкий философ-материалист Фейербах был убежден, что этим утверждением он положил конец всем „идеалистическим» рассуждениям о природе человека. На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил самую что ни на есть религиозную идею человека. Ибо задолго до Фейербаха такое же определение человека было дано в Библии. В библейском рассказе о сотворении мира человек представлен, прежде всего, как существо алчущее, а весь мир – как его пища. Согласно автору первой книги Бытия, сразу же за приказом плодиться и владычествовать над землею, человеку предписывается есть от плодов земли: «… вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя… И всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (Быт.1:29). Для того, чтобы жить, человек должен есть; он должен принять мир в свое тело и превратить его в себя, в свои плоть и кровь. Человек, действительно, есть то, что он ест, а весь мир явлен как праздничная трапеза. Этот образ праздничного пира, пронизывающий всю Библию, и есть центральный образ жизни. Образ жизни при ее сотворении, а также образ жизни в ее конце и исполнении: «… да ядите и пиете за трапезою Моею, в царствии Моем» (Лк.22:30).

Я начинаю с этой, казалось бы, второстепенной, темы пищи – второстепенной в перспективе «религиозных проблем» нашего времени, так как главная задача этого очерка, посвященному вопросу христианской миссии в мире, состоит в попытке ответить на вопрос: о какой жизни мы, христиане, говорим, какую жизнь возвещаем и проповедуем, когда исповедуем, что Христос умер за жизнь мира?

Существующие ответы на этот вопрос распадаются на два общих типа. Есть те, с одной стороны, для которых жизнь, обсуждаемая в религиозных понятиях, означает религиозную жизнь. Эта религиозная жизнь есть как бы некий «мир в себе», существующий отдельно от секулярного мира и его жизни. Это мир «духовности» и похоже, что в наши дни, он завоевывает все большую и большую популярность. Ибо эта современная «духовность» воспринимается, прежде всего, как обещание помощи. Потерянный и сбитый с толку шумом, спешкой и трудностями «жизни», человек охотно принимает приглашение сосредоточиться на самом себе, уйти в себя и насладиться «духовной пищей», предлагаемой ему в виде бесчисленных книжек и брошюр, посвященных «духовности». Он верит, что эта «духовная пища» поможет ему. Поможет восстановить внутренний мир и духовное равновесие, поможет претерпеть тяготы жизни, одним словом – поможет жить.

Эта первая категория включает в себя великое множество «духовностей», начиная со всевозможных «духовных возрождений» и кончая изощренным интересом к «восточным» эзотерическим и мистическим культам и сектам. На глубине, однако, это одно и то же учение, в котором религиозная жизнь противопоставлена жизни «мирской», «секулярной», и эта последняя, тем самым, лишается всякого подлинного смысла, воспринимается всего лишь как испытание нашего терпения и благочестия… Иными словами – ни мир, ни его жизнь – не рассматриваются здесь как объект христианской миссии, воцерковления, спасения, возвращения к Богу.

С другой же стороны есть те, для которых, в отличие от первых, утверждение за жизнь мира естественно подразумевает – за лучшую жизнь мира. Здесь мы имеем дело с религиозными активистами. И хотя давно уже отброшены, как наивные, триумфальные призывы «обратить мир ко Христу в одно поколение», «завоевать его для Бога», хотя выдохлась эйфория «социального Евангелия» – основная уверенность в том, что христианство исторично, социально, «действенно» и что объект миссии его – этот мир и его жизнь, не только не ослабевает, но усиливается. Христианство, утверждают активисты, утеряло мир и утеряло потому, как раз, что ушло в «религию», в «духовность», и предало заботу о человеке, его жизни, его «проблемах». Поэтому цель его в том, чтобы «догнать» мир, ушедший от Бога. А это значит, что сама Церковь должна включиться в разрешение этих «проблем», будь то социальных и политических, будь то экономических и т.д. Здесь именно алчущий – голодный и страждущий – человек составляет объект христианства как «миссии»…

Но вот, и здесь тоже не найдем мы ответа на главный вопрос: что же такое эта жизнь, которую мы должны отвоевать для Христа, и к которой, как к своему исполнению, должна стремиться наша «активность», наша «борьба»? В чем, короче говоря, сущность той жизни вечной, без благовестия которой христианства просто нет. Можно сказать так: когда все цели нашей активности, нашей борьбы, нашей «включенности» в дела мира достигли своей цели, должна наступить радость. Но радость о чем? Пока мы не дадим ответа на этот вопрос, не преодолеть нам разрыва между религией и жизнью, о котором сказано выше. «Спиритуализируем» ли мы жизнь, или же, напротив, «секуляризируем» религию. Зовем ли людей к духовной трапезе, или же заботимся о пище материальной – в обоих случаях та жизнь мира, за которую отдал Бог Сына Своего Единородного, остается безнадежно недоступной нашему религиозному восприятию.

✍ Примеры

Кийосаки Роберт

Богатый папа, бедный папа (2011 г.), гл. 8:

«Почти все мы слышали забавный афоризм «Человек есть то, что он ест». Я предлагаю вам слегка измененный вариант: «Вы становитесь тем, что изучаете».»

Читайте также

ГЛАВА ШЕСТАЯ Что есть, когда есть нечего, или Как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питания

ГЛАВА ШЕСТАЯЧто есть, когда есть нечего, или Как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питанияУже в первые часы аварии необходимо собрать все продукты, в том числе и случайно «завалявшиеся» в карманах, в одно место и тщательно рассортировать. При этом необходимо

Как это правильно есть

Как это правильно естьАвокадоЕсли авокадо фаршируют салатом, то оно подается очищенным от кожуры. Если подается лишь половинка авокадо, начиненная салатом, с этой половинки кожура не снимается. В этом случае авокадо при еде держат левой рукой, а правой из него вырезают

Что ты ешь, то ты и есть

Что ты ешь, то ты и естьКаждый раз, садясь за стол, американцы замирают от ужасной мысли, что ведь от еды можно и загнуться, или, что еще хуже, растолстеть. Неправильное питание приводит к болезням, в первую очередь сердечным, и никогда не знаешь, какой именно кусок угробит

ГЛАВА 15. Путешествовать, чтобы есть или есть, чтобы путешествовать?

ГЛАВА 15.Путешествовать, чтобы есть или есть, чтобы путешествовать?Четыре месяца в пути. Таиланд, остров Пукет, в компании русских ребят-гидов ужинаем в местное кафе.— Что за блюдо ты заказала?— Это же Пад Тай Кунг — жареная лапша с креветками! Одно из самых популярных

ПДД как они есть – и как их нет

ПДД как они есть – и как их нетПродолжая работать над собой, дабы превратиться из безлошадного гуманиста в железного человека на четырех колесах, приступим к изучению ПДД, – не тех, крайне наивных и непрактичных правил, на которые усердно пытался обратить твое внимание

«Что есть, то есть»

«Что есть, то есть»Ну что ж, осталось сказать лишь несколько заключительных слов по теме. Признаться, мне немного жаль заканчивать книгу. Мне было приятно работать над ней, и я надеюсь, что в какой-то степени она оказалась полезна и вам. Мне выпала честь стать частью

Правильно питаемся: что есть, когда есть, как есть

Правильно питаемся: что есть, когда есть, как есть• Десять основных принципов питания.• Как считать калории.• Пирамида питания.• Витамины ы микроэлементы.• Какие напитки пить, а какие — нет.• Все диеты откладываются.• Правильный режим питания.Десять принципов

Кто есть кто

Кто есть ктоЗа три с половиной миллиарда лет эволюция произвела на свет неисчислимое множество разнообразных живых существ. Окинуть их единым взглядом просто невозможно. И чтобы не запутаться в полчищах мышей, лягушек, амеб, сосен, стафилококков и динозавров, их

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтисьИз «Баллады о Востоке и Западе» английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (1865—1936), который, вопреки широко распространенному мнению, говорит в ней о том, что, несмотря на различия этих цивилизаций,

И у стен есть уши

И у стен есть ушиВпервые выражение встречается в испанской литературе — в пьесе (действ. 2, явл. 8) «Валенсианская вдова» (1620) испанского драматурга Лопе де Вега (1562—1635), позже — в романе «Дон Кихот» (1605—1615) Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616).Иносказательно: призыв к

Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть

Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы естьС латинского: Non ut edam vivo, sed ut vivam edo [нон ут эдам виво, сэд ут вивам эдо]. Перевод: Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть.Слова древнегреческого философа Сократа (ок. 470—399 до н. э.), приведенные древнегреческим

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья см. Мошенник на мошеннике сидит и мошенником

Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животноеИз сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

Человек есть то, что он ест

Человек есть то, что он естС немецкого: Der Mensch ist, was er isst.Из рецензии немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха (1804—1872) на книгу немецкого философа и физиолога Якоба Молешотта (1822—1893) «Популярное учение о питательных продуктах»

Шанс есть.

Шанс есть.В Википедии отмечено как курьез, что «Ю.А. Никитин избегает использования знака препинания „точка с запятой“, считая ее „пережитком позапрошлого века“…». Да, прочитав такое, я удивился и постарался вспомнить, в самом ли деле, и пользовался ли этой точкой с

Фруктоза сделала американцев толстыми

С 1970 года сахар изготавливается из кукурузного сиропа. Он представлен фруктозой. В любом магазине мира вы найдете пакеты с сахаром… Профессор Университета Калифорнии Роберт Ластиг (Robert Lustig) в своей лекции “Сахар — горькая правда” (“sugar, the bitter truth” — легко найти на YouTube) доказывает, что сахар — это яд, который опаснее алкоголя. Все люди с лишним весом должны посмотреть этот ролик, чтобы понять, как сильно они вредят себе, употребляя продукты, напичканные сахаром. Если у вас нет времени и терпения посмотреть эту лекцию с графиками и схемами, просто примите тот факт, что фруктоза превращает человека в прожорливое толстое чудовище.

Фруктоза — яд для организма, который поступает прямо в печень, превращая ее в фабрику жира. Фруктоза, превращенная в жир, отлагается в разных органах: печени, сердце и конечно в области живота. Но главным недостатком фруктозы является то, что ей невозможно насытиться. Исследования в области здорового питания показывают, что люди, выпивающие стакан колы, съедают затем больше, чем те, кто просто выпивает до еды стакан воды. Вероятно, фруктоза является одной из причин существования огромных порций в ресторанах США, однако потребитель желает все больших и больших порций.

Уже доказано, что фруктоза обладает канцерогенными свойствами. Ученый Warburg (Нобелевский лауреат) еще в 1924 году сделал открытие: метаболизм раковых клеток поддерживается исключительно фруктозой. Известно, что раковые клетки образуются ежеминутно у всех, но их число должно быть низким, чтобы иммунная система могла их вовремя уничтожить. Избыток фруктозы в организме приводит к тому, что раковых клеток становится все больше и больше.

Вы возразите: фрукты, всегда являющиеся частью здорового питания, тоже содержат фруктозу. Выходит, что потребление фруктов так же вредно? Конечно, нет. Дело в том, что целый фрукт это не только фруктоза, но и целый комплекс клетчатки, ферментов, витаминов и микроэлементов. Например, в яблоке содержится всего 10г фруктозы, а всё самое ценное — в яблочной кожуре. Пережевывая мякоть яблока, мы активируем ферменты, которые помогают усвоить фруктозу. Иное дело яблочный сок, он лишен всего того, что находилось в цельных яблоках, и содержание фруктозы в нем гораздо выше — 40 граммов на стакан. Поэтому употребление соков (даже свежевыжатых) — прямой путь к ожирению и кариесу.

Революционер-недоучка

Раздувать пламя революции Шелтону помогло, в числе прочего, отсутствие медицинского образования. Он учился в «Международном колледже врачей, не признающих лекарств», получил диплом Американской школы натуропатии (идеи натуропатов имеют к медицине и науке в целом весьма отдаленное отношение) и закончил аспирантуру в чикагском колледже хиропрактики (в отличие от родственных им остеопатов, хиропрактики категорически отмежевываются от официальной медицины).

Среди источников и составных частей своего учения Шелтон называл и Библию, и аюрведу (донаучную индийскую народную медицину), и работы современных ему ученых, включая И. П. Павлова, который формально получил Нобелевскую премию не за теорию условных рефлексов, а за ранние работы по физиологии пищеварения. На самом деле идеи Шелтона не имеют никакого отношения ни к выводам из опытов Павлова, ни к общепринятым в начале XX века (и тем более к современным) представлениям о физиологии пищеварения. Один из постулатов его учения — то, что от неправильного питания пища задерживается в пищеводе (это не ошибка переводчиков)! А еще (по Шелтону) продукты в недопустимых (по Шелтону же) сочетаниях задерживаются в желудке, где подвергаются гниению. На самом деле, разумеется, никакое гниение в желудке невозможно — при такой концентрации соляной кислоты не выживает ни одна бактерия, кроме «нобелевской» Helicobacter pylori.

Представления Шелтона о сочетаемости продуктов ни на чем, кроме фантазии автора, не основаны. В частности, в один прием пищи нельзя сочетать два разных белковых продукта (например, мясо с орехами или бобовыми — прощайте, сациви и баранина с фасолью!) или разные углеводы (бутерброд с вареньем застрянет у вас в пищеводе, а потом сгниет в желудке!). Молоко не сочетается ни с чем, кроме сливочного масла, так что кашу извольте принимать не менее чем через четыре часа до или после молока с маслом, а варенье — в следующий прием пищи. Вареньем можно намазать листик салата: ни с чем, кроме зелени, сахар и кондитерские изделия сочетать нельзя. А дыни и арбузы не сочетаются вообще ни с чем. И так далее.

? Дополнительно

Цитаты:

Люди|Жизнь|Деньги|ЛюбовьЗнаменитые|Мудрые|Красивые|Великие

Буддийская кухня

Основы этого вероучения восходят к применявшейся в буддийских монастырях Японии системе питания «Суодзин риори» («кухня, которая улучшает суждения»). Современную концепцию дзенского лечебного питания в конце XIX века разработал японский врач Сагэн Итидзука. Среди неимущих слоев японского населения стали довольно популярными идеи «доктора Супа» о лечении всех болезней не лекарствами, а пищей из специальным образом подобранных сочетаний продуктов.

После Второй мировой войны один из его последователей, заменив непроизносимые для длинноносых западных варваров имя Ёичи и фамилию Сакуразава на псевдоним Джордж Осава, адаптировал идеи Итидзуки к европейскому менталитету, присвоил им забытое название «макробиотика» и начал проповедовать свое учение в США. Его ученики разнесли свет дзен-макробиотики по всему западному миру. (В странах, где большинство населения пробует мясо только по большим праздникам, пропаганда всевозможных диетических извращений — дело бесперспективное.)

Уроки Джэка ЛаЛэйна (Jack LaLanne)

“Физкультура — король, питание — королева, вместе это королевство” — девиз Джэка ЛаЛэйна (1914-2011), гуру фитнеcа и здорового питания. Он умер в девяносто восемь у своего бассейна. До конца своих дней он ежедневно по 2 часа уделял занятиям в спортзале и мог отжаться от пола до 1000 раз. “Крестный отец фитнеса и бодибилдинга” открыл свой первый тренажерный зал в Сан-Франциско в 1934 году, уже тогда в нем можно было получить и индивидуальный тренинг, и консультации по здоровому питанию. Это была фитнес революция, а сегодня тренажерные залы есть во всех странах мира. C 50-х годов до 1985 года фитнес шоу Джэка ЛаЛэйна было хитом американского телевидения. Всем американцам он давал уроки фитнеса в прямом эфире. Упражнения были просты и не требовали никакого оборудования, кроме стула и полотенца. В перерывах между упражнениями он давал советы по правильному питанию: что можно есть, а что не стоит.

Пятьдесят лет назад Джек предсказывал, что пристрастие к сладкому хуже, чем алкоголизм, и именно оно сделает Америку самой больной страной в мире. Но Джэк ЛаЛэйн занимался не только предсказаниями, он был живым образцом здорового образа жизни.В свои 54 года (!) на соревнованиях «Мистер Америка» в 1968 году он победил 21 летнего Арнольда Шварцнейгера, который к тому времени уже имел титул “Мистер Европа”.

Инь и ян

Главное в макробиотике — соблюдение баланса первоначал инь и ян в продуктах, отчего организму, благодаря гармонизации содержания в различных органах пяти первоэлементов и прочистке чакр (что с того, что чакры — совсем из другой философии?), гарантировано не только телесное здоровье, но и духовное просветление. Найти какую-то логику

в разделении продуктов на иньские и янские даже не пытайтесь — запутаетесь. Идеальный баланс инь и ян, по мнению Осавы и пророков его, содержится в рисе. Через шесть предварительных степеней посвящения их последователи должны двигаться к седьмой — питанию исключительно вареным рисом. И будет им счастье (а также авитаминоз, вымывание кальция из костей, анемия и многое другое, а в конце концов — дистрофия и принудительное лечение, если родственники и врачи успеют).

Хищники и вегетарианцы

У растительноядных животных огромный, часто многокамерный желудок и рекордных размеров, заселенный симбиотическими микроорганизмами аппендикс (у кролика — длиной 30−40 см, у лошади — объемом 30−40 л). У многих хищников аппендикса нет вообще, а у человека это рудиментарный орган длиной 7−8 см. Длина кишечника у человека — около 7 м, примерно в 8 раз длиннее туловища. У кошки это отношение — около 5, у коровы — 20, у овцы — почти 30. Выводы делайте сами.

Другие статьи о здоровом питании:

Похудеть без диет? Этому можно научиться.
Рыбий жир сжигает жир подкожный
Толстеем ли мы от жиров?

Опубликовано на сайте Tribunsky.RU
Перепечатка допустима только с гиперссылкой на данную страничку.

Хотите получать самую достоверную информацию
из мира бодибилдинга, фитнеса, спортивного и здорового питания прямо на свою почту?
Подпишитесь на рассылку сайта!

Я никогда не пришлю вам ничего, кроме анонсов новых статей.

Посмотреть предыдущие выпуски рассылки

Главная  Интернет-магазин  Статьи  Ваши вопросы  Об авторе  Контакты

Все права на материалы сайта Tribunsky.RU зарегистрированы и защищены законом об авторском праве и смежных правах.
Воспроизведение любой его части разрешается только с активной гиперссылкой на первоисточник, если не указано иное.

Copyright © 2000-2021 Victor Tribunsky
All rights reserved worldwide.

Всеядные

Обезьяны питаются в основном растительной пищей, но, поймав ящерицу или наткнувшись на птичье гнездо, не упускают возможности пополнить запасы аминокислот и животных жиров. Шимпанзе даже устраивают коллективные охоты на мелких копытных и на других обезьян. Наши предки миллионы лет поступали так же, да еще и не брезговали падалью. А как только первый гоминид взял в руку дубину, мяса в его рационе заметно прибавилось. Переселения в холодные регионы и тем более ледниковых периодов Homo sapiens не пережил бы без мяса и животного жира — пищи калорийной, легко усваиваемой и к тому же термогенной (дающей из того же количества калорий больший выход тепла). Без радикального увеличения доли мяса в рационе мы так и жили бы под пальмами — еще и потому, что на 1 г веса мозгу требуется в 16 раз больше калорий, чем мышцам, и без мяса и сала Homo никогда не стал бы sapiens’ом.

Смотрите в зубы

Зубами померимся?
  • Зубами померимся?
    Травоядные животные, например лошадь (слева), имеют широкие и плоские коренные зубы для размельчения растительной пищи. Ещё

Строение человеческих зубов и пищеварительного тракта, несомненно, приспособлено к смешанному питанию. В челюстях человека три вида зубов: резцы, чтобы разрезать пищу, клыки, чтобы разрывать ее, и коренные — для размельчения. И все три типа — в промежуточном между хищниками и травоядными варианте. У травоядных животных нет клыков, а широкие и плоские, лишенные эмали (все равно сотрется) коренные зубы постоянно растут. У хищников клыки намного больше человеческих (но у них нет ни рук, ни ножей, хотя бы каменных), а коренные зубы не плоские, а заостренные — ими удобно перекусывать жесткие сухожилия и обгрызать кости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector